Bro. Marcus (afework) wrote in afirica_in_fire,
Bro. Marcus
afework
afirica_in_fire

Аресты оромских музыкантов в Эфиопии: неведомый миру культуркампф

 


Больше месяца назад в Дыре-Дауа – втором по величине городе Эфиопии спецслужбами были арестованы два эстрадных музыканта, принадлежащих к народу оромо: Фалмата Роро (Falmataa Roorroo) и Шамседин Юсуф (Shamsadin Yusuf). Осенью прошлого года подобная же участь коснулась других оромских исполнителей   Хакалу Хундаса (Haacaaluu Hundasaa) и певицы Диррибе Гада (Dirribee Gadaa), их месяц держали в тюрьме Майкелави и подвергали пыткам. Причиной арестов является политическая направленность их творчества.

 

Эти события вызвали информационную волну в оромском Интернете, что, в общем-то, хорошо знакомо российскому читателю, слышавшему про экстремизм, 282 статью и т.д. Как утверждают на сайте Фронта Освобождения Оромо:  «Фалмата Роро – слепой и нетрудоспособный, он не имеет никакой регулярной работы или источника дохода и выживает поддержкой, которую он получает от оромо, живущих на родине и в диаспоре. Он никак не может быть угрозой ни эфиопскому, ни какому другому правительству. Многие аналитики считают, что это ясное доказательство того, что режим меньшинства в Финфинне (оромское название Аддис-Абебы) – это фашистский режим, не имеющий параллелей на земном шаре, чьи длинные и зверские руки  не щадят женщин, детей, пожилых и даже инвалидов, таких как Фалмата Роро».

 

Оромо – крупнейший народ Эфиопии (до 40 % населения), безусловно, является головной болью для эфиопской элиты, в которой с начала 90-х годов преобладают выходцы из народа тыграи (6 % населения). Во-первых, в национальной памяти оромо само включение в состав Эфиопии в конце XIX века было связано с этническим, социальным и религиозным угнетением («Эфиопии» в 1960-х – 1970-х годах оромские радикалы противопоставили «Оромию»). Во-вторых, повстанцы из Фронта Освобождения Оромо существенным образом повлияли на свержение режима Менгисту Хайле Мариама, но в 90-е быстро утратили легальное политическое влияние (очевидно распад Эфиопии не входил в планы «мирового сообщества» и т.д.). В-третьих, просто ввиду численного превосходства оромо могут претендовать не только на отделение от Эфиопии, но и на управление ей (а планы «мирового сообщества» могут поменяться).

 

Тем временем, такой культурный феномен как оромская эстрада, вовсе не ограничен «эстрадными» сюжетами и служит каналом распространения оромского национализма. Насколько позволяет судить словарный запас автора поста, многие песни носят политический характер. Политический характер носят многие оромские видеоклипы, расходящиеся на Youtube. Оромские артисты нередко добавляют к визуальному оформлению своей музыки флаг Фронта Освобождения Оромо (представлен в заглавии поста), а этот флаг имеет к официальному флагу штата Оромия такое же отношение, как  бело-червоно-белый флаг Беларуси к флагу БССР. Общества, где традиционная сельская культура переформируется под воздействием городской модерной, вообще очень чувствительны к эстрадной музыке на электронных носителях, по радио и ТВ. Народная культура здесь создается заново (был у кого-то замечательный пост о феномене Зыкиной и Модерне), и любой пропетый знак может иметь далеко идущие последствия. За эти знаки и последствия, собственно, и ведется культурная борьба, что в Оромии, что в любой другой точке Земли.

 

Ниже, вниманию читателей предлагаю собственно примеры творчества Фалматы Роро и Диррибе Гада:



Tags: XXI-век, Эфиопия/Эритрея, видео, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments